Транспорт в Китае В Китае разработана и осуществляется единая транспортная стратегия «большого скачка» на период до 2020г., предполагающая за счет структурной модернизации, повышения скорости перевозки, обеспечения доставки товаров «от двери-до-двери», уровня сервиса и управления на всех видах транспорта к 2010г. полностью устранить препятствия для экономического развития и к 2020г. сформировать эффективную транспортную систему страны, соответствующую потребностям ее устойчивого экономического роста.
В целях привлечения инвестиций в транспортный сектор планируется осуществить реформу системы капиталовложений и финансирования транспорта, предполагающую открытие транспортного рынка, поэтапную отмену всех ограничений на иностранные инвестиции, диверсификацию объектов и методов инвестиций, совершенствование рынка инвестиционных проектов, придание рыночным механизмам главной роли в распределении ресурсов.
В последние 10 лет инвестиции в ж/д в юго-западных регионах КНР превысили 30% от всех капиталовложений в ж/д инфраструктуру. Протяженность железных дорог в этой части Китая составила 10 тыс.км., из них 4,6 тыс.км. – электрифицированных. Общая протяженность ж/д КНР к 2005г. достигнет 75 тыс.км., из них – 20 тыс. электрифицированных.
В период 10 пятилетки в масштабное строительство и реконструкцию железнодорожной сети в Западном Китае будет инвестировано 15 млрд.долл., всего намечается проложить 2,6 тыс.км. новых магистралей и 1,3 тыс.км. двухколейных путей. Продолжается строительство маршрутов Шеньян-Циньхуандао, Сиань-Нанкин, Чунцин-Хуайхуа, Чжучжоу-Люпаныпуй, Баоцзи-Ланьчжоу. Успешно идут работы по строительству Цинхай-Тибетской ж/д на участке Голмуд-Лхаса, протяженностью 1118 км., из которых 548 – по территории Тибета и Пекин-Циньхуандао.
В окт. 2003г. принято стратегическое решение о подъеме промышленной базы и ускорении железнодорожного строительства в северо-восточном Китае. Намечается строительство дополнительных путей и реконструкция перегруженных участков Пекин-Харбин, Харбин-Суйфэньхэ и Харбин-Цзямусы. Цель — повысить пропускную способность по перевозкам угля до 50 млн.т. в год. Запланирована реконструкция участков Харбин-Далянь и Харбин-Цицикар, после которой по ним станет возможным движение открытых двухярусных платформ. Намечено также увеличение скорости движения поездов на линии Харбин-Маньчжурия.
В целях повышения пропускной способности и привлечения транзитных грузопотоков МЖД КНР приняло решение об инвестировании в развитие пунктов пропуска Маньчжурия (400 млн. юаней) и Суйфэньхэ (320 млн. юаней). К 2008г. пропускную способность этих погранпереходов планируется довести до 18 и 12 млн.т.
Осуществление указанных проектов наряду с созданием международной железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан позволит достичь стратегической цели соединения государств Центральной Азии с портами восточного побережья КНР и странами ЮВА.
По заявлению МЖД КНР, на 10 пятилетку (2001-05гг.) запланировано создание охватывающей всю территорию страны и соединяющей большинство крупных городов Китая новой, основанной на современных технологиях сети железных дорог и системы управления движением и организации грузопотоков. Средняя скорость грузовых поездов к 2005г. возрастет до 120 км/час. Будет создана сеть скоростных дорог со скоростью движения 160 км/час, соединяющаяся с основными ж/д магистралями. В строительстве новых железных дорог на западе страны будут применятся специальные технологии и материалы, соответствующие сложным климатическим условиям этих регионов. Развитие железнодорожной сети КНР будет сопровождаться прокладкой оптико-волоконных линий связи, созданием современной системы информации и слежения, а также активным использованием возможностей интернета для распространения коммерческой информации и продажи услуг.
В соответствии с требованиями социально-экономического развития страны министерство коммуникаций КНР определило главные показатели десятого пятилетнего плана и задачи развития автомобильного и водного транспорта на 2004г. Как сообщилось 11 янв. 2004г. на всекитайском рабочем совещании по проблемам транспорта, к концу 10 пятилетки общая протяженность автодорог в Китае должна составить 1,95 млн.км., протяженность новых автодорог увеличится с 150 тыс.км. до 280 тыс.км., среднегодовой прирост составит 56 тыс.км. В частности протяженность скоростных автострад составит 35 тыс.км. вместо 25 тыс.км., протяженность автодорог второго класса и выше – до 300 тыс.км. вместо 270 тыс.км.
Число, глубоководных пристаней в приморских портах увеличится с 135 до 164 – рассчитано на увеличение пропускной способности портов на 340 млн.т. вместо 231 млн.т. Число контейнерных пристаней вырастет на 69 вместо 54, пропускная способность увеличится на 19,4 млн. стандартных контейнеров вместо 12 млн. К концу 10 пятилетки число глубоководных рейдов в стране увеличится с 800 до 820, а совокупная пропускная способность – с 1,45 млрд.т. до 1,7 млрд.т. Общий грузооборот приморских портов Китая может составлять более 2 млрд.т.
Согласно пересмотренному десятому пятилетнему плану, в 2004г. протяженность действующих автодорог увеличится на 70 тыс.км., в т.ч. протяженность новых автострад составит 3500 км., к концу года общая протяженность действующих шоссейных дорог в стране составит 1,88 млн.км., скоростных автострад – 33 тыс.км. Будут построены более 170 новых пристаней среднего класса и выше, пропускная способность портов увеличится на 120 млн.т. Объем пассажирских перевозок по шоссейным дорогам и по воде достигнет 15,2 млрд.чел.
|